• Домашняя • Вверх •


МО РБ

Домашняя
"Вести колледжа"
Абитуриенту
История колледжа
Учебная работа
Воспитат. работа
Методический центр
Спортивная жизнь
Производ. работа
Карта сайта
Одно окно
Обратная связь

 

 

Программы вступительных испытаний.

 

Программа вступительных испытаний по предмету «Русский язык»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа вступительных испытаний по русскому языку составлена в полном соответствии с «Учебной программой для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. Русский язык. V—IX классы», 2009 г., утвержденной Министерством образования Рес­публики Беларусь.

Цель программы — помочь выпускникам учреждений общего среднего образования повторить, обобщить, систематизировать:

знания о системе языка по всем его разделам (фонетика, орфо­графия, лексика, состав слова и словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация);

правила функционирования языковых средств в речи;

нормы русского литературного языка (произносительные, орфогра­фические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, пунктуационные);

речеведческую теорию (культура устной и письменной речи, текст, стили речи, речевая норма, жанры речи, правила речевого общения).

Содержание программы позволяет выпускникам учреждений общего среднего образования не только повторить, обобщить и систематизиро­вать соответствующие знания о системе языка и речи, но и сформировать прочные орфографические, пунктуационные, коммуникативно-речевые умения и навыки.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

КУЛЬТУРА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

 

Нормы литературного языка: произносительная, словообразователь­ная, морфологическая, синтаксическая, орфографическая, пунктуацион­ная. Качества речи: правильность, точность, логичность, богатство, чисто­та, уместность, выразительность.

Сформированность учебно-языковых умений: обнаружение нарушений языковой нормы в тексте, анализ качеств речи с учетом сти­левой характеристики текста; оценка целесообразности выбора языковых средств, с помощью которых раскрывается тема текста.

Сформированность коммуникативных умений: обнаружение и исправление речевых ошибок в тексте; выбор языковых средств для пере­дачи содержания высказывания; уместное, точное, выразительное исполь­зование языковых средств в текстах различных стилей и типов речи.

 

СТИЛИ РЕЧИ

 

Речевая ситуация. Признаки речевой ситуации. Стили речи: худо­жественный, научный, публицистический, официально-деловой, разговор­ный. Признаки стилей речи: задачи речи, условия общения, отличитель­ные черты, языковые средства.  Речевая норма.

Сформированность коммуникативных умений: определение сти­ля текста; выявление особенностей употребления языковых средств в текстах различных стилей; стилистический анализ текста; совершенство­вание стиля данного текста.

 

ЖАНРЫ РЕЧИ

 

Конспект. Аннотация. Реферат. Отзыв.

Содержание, композиция, языковые средства жанров.

Сформированность коммуникативных умений:  определение жанра речи; выявление особенностей композиции и употребления языковых средств в текстах различных жанров; обнаружение разнообраз­ных речевых средств, типичных для конспекта, аннотации, реферата и отзыва.

 

ТЕКСТ

 

Понятие о тексте. Тема текста, основная мысль. Признаки текста: тематическое единство, развернутость, последовательность, связность (виды связи, средства связи), законченность. Подтемы текста. Ключевые слова текста.

Типы речи (описание, повествование, рассуждение).

Сформированность учебно-языковых умений: овладение речеведческими понятиями: «текст», «тема текста», «основная мысль текста», «признаки текста», «тематическое единство», «развернутость», «последовательность», «связность», «виды связи», «средства связи», «завершенность», «подтемы текста», «ключевые слова текста», «тип речи», «описание», «повествование», «рассуждение».

 

Сформированность коммуникативных умений: определение темы и основной мысли текста; озаглавливание текста, выделение его частей, подтем, ключевых слов; определение вида и средств связи между предложениями, частями в тексте, типа речи.

 

ФОНЕТИКА

 

Гласные и согласные звуки. Гласные звуки в ударном и безударном положении. Двойная роль букв е, ё, ю, я.

Парные и непарные звонкие и глухие согласные. Оглушение звонких и озвончение глухих согласных.

Парные и непарные твердые и мягкие согласные. Обозначение на письме мягкости согласных.

Ударение.

Культура речи: правильная постановка ударения в словах; произношение твердых и мягких согласных.

Сформированность учебно-языковых умений: различение звука и буквы; выделение ударных и безударных слогов; различение звонких и глухих, твердых и мягких согласных; обозначение мягкости согласных на письме.

 

ОРФОГРАФИЯ

 

Проверяемые безударные гласные в корне слова. Правописание непроверяемых гласных в корне. Правописание корней с чередующимися гласными о—а (-гор-//-гар-, -зор-//-зар-, -клан-//-клон-, -лаг-//-лож-, -рос-// -раст-(-ращ-), -кас-//-кос-; -скак-//-скоч-; -плав-//-плов-; -равн-//-ровн-;        -мак-//-мок-). Правописание корней с чередующимися гласными е—и      (-бер-//-бир-, -мер-//-мир-, -пер-//-пир-; -дер-//-дир-, -тер-//-тир-, -стел-// -стил-, -блест-//-блист-). Правописание о, е, ё после шипящих и ц. Гласные ы, и после шипящих и ц.

Правописание безударных гласных в приставках. Правописание ы, и после приставок на согласный. Правописание приставок пре-, при-. Правописание разделительных ь и ъ.

Правописание проверяемых, непроверяемых, непроизносимых, двой­ных согласных в корне слова. Правописание согласных в приставках. Правописание букв з и с на конце приставок.

Правописание ь после шипящих.

Соединительные гласные о, е в сложных словах.

Сформированность учебно-языковых умений: умение видеть орфограмму и ее опознавательные признаки; определение морфемы, в которой находится орфограмма; усвоение способов проверки написания: подбор однокоренных слов, изменение формы слова, сопоставление слов, имеющих одинаковые морфемы.

ЛЕКСИКА

 

Слово, его лексическое значение. Прямое и переносное значение слова.

Многозначные и однозначные слова. Синонимы. Антонимы. Искон­но русские и заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Про­фессиональные слова и термины. Устаревшие слова. Неологизмы. Фразеологические обороты.

Сформированность учебно-языковых умений: точное употребление слова; целесообразный, мотивированный выбор лексичес­ких средств, обеспечивающих уместность, правильность, логичность, богатство, выразительность речи; разграничение оттенков значений сино­нимов; обнаружение антонимических отношений между словами; выявле­ние роли устаревших слов в художественном тексте; умение пользоваться словарями (толковым, иностранных слов, синонимов, антонимов, фразео­логическим).

Сформированность коммуникативных умений: осмысленное употребление слов в соответствии с их значением, темой и стилем текста; составление тематических групп слов; достижение образности, вырази­тельности текста средствами лексики; использование синонимов как сред­ства выразительности и точности речи, как средства связи предложений в тексте; уместное употребление фразеологизмов.

 

СОСТАВ СЛОВА. ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ

 

Значимые части слова — морфемы.

Основа слова: корень, приставка, суффикс, постфикс, соединитель­ная гласная. Окончание.

Образование слов: производящее и производное слова.

Способы словообразования: суффиксальный, приставочный, приста­вочно-суффиксальный, постфиксальный, слияние слов, сложение, сложе­ние сокращенных основ.

Сформированность учебно-языковых умений: разграничение однокоренных слов и форм одного слова; разграничение словообразова­тельных и формообразовательных морфем; выделение основы и членение ее на морфемы; подбор однокоренных слов; определение способа образо­вания слова.

 

  

МОРФОЛОГИЯ

 

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

 

Имя существительное

 

Имя существительное как часть речи: общее значение, морфоло­гические признаки, синтаксическая роль.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные, соб­ственные и нарицательные.

Род имен существительных: мужской, женский, средний. Род неизменяемых имен существительных и сложносокращенных слов.

Число имен существительных. Имена существительные, употреб­ляющиеся только в форме единственного и только в форме множест­венного числа.

Падеж имен существительных. Склонение имен существительных: 1, 2, 3-е склонение. Разносклоняемые и неизменяемые имена сущест­вительные.

Правописание имен существительных: правописание собственных наименований, букв е и и в падежных окончаниях имен существительных, букв ч и щ в суффиксе -щик- (-чик-), гласных в суффиксах сущест­вительных -ек- и -ик-; не с именами существительными; слитное и дефисное написание сложных имен существительных; слитное и дефисное написание сложных слов с пол- и полу-.

Культура речи: правильное употребление падежных форм имен существительных; употребление падежных окончаний имен существи­тельных в именительном падеже множественного числа, в родительном падеже множественного числа.

Сформированность учебно-языковых умений: распознавание имен существительных на основе их смысловых, морфологических и син­таксических особенностей; определение постоянных и непостоянных мор­фологических признаков имен существительных.

 

Имя прилагательное

 

Имя прилагательное как часть речи: общее значение, морфологи­ческие признаки, синтаксическая роль.

Разряды имен прилагательных по значению: качественные, относи­тельные,  притяжательные имена прилагательные.

Склонение имен прилагательных. Краткие формы качественных имен прилагательных. Степени сравнения качественных имен прилага­тельных. Образование сравнительной степени качественных имен прила­гательных. Образование превосходной степени качественных имен прилагательных.

Правописание имен прилагательных: правописание падежных окончаний имен прилагательных; не с именами прилагательными, н и нн в суффиксах имен прилагательных; суффиксы -к- и -ск- в именах прилагательных; слитное и дефисное написание сложных имен прилагательных.

Культура речи: правильное образование падежных, кратких форм и форм степеней сравнения имен прилагательных.

Сформированность учебно-языковых умений: распознавание имен прилагательных на основе их смысловых, морфологических и синтаксических особенностей; умение различать качественные, относительные, притяжательные имена прилагательные; умение образовывать краткие формы и формы степеней сравнения имен прилагательных.

 

Имя числительное

 

Имя числительное как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Разряды имен числительных по значению: количественные, собирательные, порядковые. Разряды имен числительных по составу: простые, сложные и составные числительные.

Обозначение дробного числа.

Склонение имен числительных.

Правописание имен числительных: правописание буквы ь в середине и на конце имен числительных; слитное написание имен числительных, оканчивающихся на -десятый, -сотый, -тысячный, -миллионный,           -миллиардный; раздельное написание составных имен числительных.

Культура речи: правильное образование падежных форм количественных, собирательных и порядковых имен числительных; употребление имен числительных два, три, двое, трое, оба, обе в сочетании с именами существительными.

Сформированность учебно-языковых умений: умение распознавать имена числительные на основе их смысловых, морфологи­ческих и синтаксических особенностей; умение различать количествен­ные, собирательные, порядковые числительные, простые, составные, слож­ныечислительные; склонение имен числительных.

 

Местоимение

 

Местоимение как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Разряды местоимений: личные и возвратное местоимения; определи­тельные, притяжательные, указательные; вопросительные и относитель­ные, неопределенные и отрицательные.

Формы рода и числа местоимений. Склонение местоимений.

Правописание местоимений: правописание буквы н в личных место­имениях 3-го лица после предлогов; дефис в неопределенных местоимениях перед постфиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-; слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных место­имениях; разделительный ь в формах местоимений.

Культура речи: правильное образование падежных форм место­имений (моего, себя, чьих и др.).

Сформированность учебно-языковых умений: обнаружение местоимений среди других частей речи; определение разрядов место­имений.

 

Глагол

 

Глагол как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Неопределенная форма глагола (инфинитив). Глаголы несовершен­ного и совершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Возврат­ные глаголы.

Изъявительное, условное, повелительное наклонения глаголов. Изменение глаголов по временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам. Глаголы I и II спряжения. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы.

Правописание глаголов: раздельное написание бы (б) в форме условного наклонения глаголов; буквы ь, и в форме повелительного наклонения глаголов; правописание гласных в суффиксах -ова- (-ева-),       -ыва- (-ива-) и в личных окончаниях глаголов; правописание не с глаголами.

Культура речи: правильное образование форм наклонения и времени глаголов; правильное употребление глаголов несовершенного и совершенного вида (ловить – поймать, класть – положить); правильное образование форм глаголов бежать, хотеть, есть, дать; правильное ударение в неопределенной форме глаголов и в форме прошедшего времени (нача́ть, поня́ть, на́чал, по́нял, начала́, поняла́).

Сформированность учебно-языковых умений: распознавание глаголов среди других частей речи; определение постоянных морфоло­гических признаков: вид, переходность, спряжение; определение непосто­янных морфологических признаков: наклонение, время, число, лицо или род.

 

Причастие

 

Причастие как особая форма глагола: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Склонение причастий.

Причастный оборот.

Действительные причастия. Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени. Страдательные причастия. Образо­вание страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Крат­кие страдательные причастия.

Правописание причастий: правописание гласных в падежных окон­чаниях причастий; правописание букв у (ю), а (я) в суффиксах действи­тельных причастий настоящего времени; букв е, и в суффиксах страда­тельных причастий настоящего времени; гласной перед суффиксом -вш- в действительных причастиях прошедшего времени; букв а (я), е перед н и нн в страдательных причастиях прошедшего времени; букв ё, е в суффик­сах страдательных причастий после шипящих; слитное и раздельное написание не с причастиями; правописание одной и двух букв н в стра­дательных причастиях прошедшего времени и прилагательных, образо­ванных от глагола.

Культура речи: нормы образования и употребления причастий; пра­вильное построение предложений с причастным оборотом. Согласование причастий, употребляемых в причастном обороте, с определяемым су­ществительным; правильное ударение в страдательных причастиях.

Сформированность учебно-языковых умений: распознавание причастий на основе их смысловых, морфологических и синтаксических признаков; определение морфологических признаков причастий: Дей­ствительное или страдательное, время, падеж, род, число; образование различных форм причастия.

 

Деепричастие

 

Деепричастие как особая форма глагола: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Деепричастный оборот.

Деепричастия несовершенного вида. Образование деепричастий несовершенного вида.

Деепричастия совершенного вида. Образование деепричастий совершенного вида.

Раздельное написание не с деепричастиями.

Культура речи: принадлежность основного и добавочного действия одному и тому же лицу (предмету, явлению).

Сформированность учебно-языковых умений: распознавание деепричастий на основе их смысловых, морфологических и синтаксических признаков; определение морфологических признаков деепричастий; образование деепричастий.

Наречие

 

Наречие как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Степени сравнения наречий. Образование форм степеней сравнения.

Правописание наречий: правописание не с наречиями на -о, -е; не, ни в наречиях; гласные на конце наречий; слитное и раздельное написание наречий; дефис в наречиях; правописание ь на конце наречий; правописание н и нн в суффиксах наречий.

Культура речи: правильное образование форм степеней сравнения.

Сформированность учебно-языковых умений: распознавание наречий среди других частей речи; разграничение омонимичных наречий на -о и кратких прилагательных и причастий среднего рода.

 

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

 

Предлог

 

Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.

Правописание предлогов: слитное и раздельное написание производных предлогов (ввиду, в продолжение и др.); правописание буквы е на конце производных предлогов (в течение, вследствие и др.); буквы и на конце предлогов (в сравнении с, на протяжении); дефис в предлогах из-за, из-под; правописание предлогов несмотря на, невзирая на.

Культура речи: употребление предлогов благодаря, согласно, вопреки с существительными и местоимениями в дательном падеже; правильное употребление предлогов-антонимов в и из, на и с с существительными; употребление предлога по во временном значении с существительными в предложном падеже (по окончании школы, по при­бытии в город).

Сформированность учебно-языковых умений: распознавание предлогов среди других частей речи.

 

Союз

 

Союз как служебная часть речи. Союзы сочинительные и подчини­тельные. Простые и составные союзы.

Правописание союзов: слитное написание союзов тоже, также, зато, чтобы; раздельное написание союзов потому что, так как, так что, как будто, то есть; правописание союза несмотря на то что.

Сформированность учебно-языковых умений: распознавание союзов среди других частей речи.

 

Частица

 

Частица как служебная часть речи.

Правописание частиц: различение на письме частиц не и ни; правописание частиц не, ни с различными частями речи; раздельное написание частиц бы, ли, же с другими словами; дефисное написание частиц -то, -ка с другими словами, частицы все-таки; раздельное написание частиц как будто, как раз, все равно; правописание частиц лишь, уж.

Сформированность учебно-языковых умений: распознавание частиц среди других частей речи.

 

Междометие

 

Междометие как особая часть речи в русском языке. Дефис в междометиях и звукоподражаниях.

Сформированность учебно-языковых умений: распознавание междометий.

 

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

 

Словосочетание

 

Главное и зависимое слова в словосочетании. Виды связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Культура речи: правильный выбор падежной формы имени существительного при управлении; правильное согласование определений с определяемым словом.

Сформированность учебно-языковых умений: вычленение из предложений словосочетаний, определение вида связи в словосочетании.

 

Простое предложение

 

Классификация простых предложений: повествовательные, побуди­тельные, вопросительные; восклицательные и невосклицательные; рас­пространенные и нераспространенные; двусоставные и односоставные; осложненные и неосложненные.

Строение простого предложения. Грамматическая основа. Подле­жащее, способы его выражения. Глагольное сказуемое (простое, состав­ное), способы его выражения. Составное именное сказуемое, способы его выражения.

Второстепенные члены предложения: определение, приложение, дополнение, обстоятельство и его виды (времени, места, образа действия, меры и степени, причины, цели, условия, уступки).

Односоставные предложения: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные.

Знаки препинания в простом предложении: знаки конца пред­ложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак); тире меж­ду подлежащим и сказуемым; дефис при приложении.

Культура речи: нормы употребления полной и краткой форм при­лагательного в составном именном сказуемом.

Сформированность учебно-языковых умений: различение простых и сложных предложений, односоставных и двусоставных предложений, разных типов односоставных предложений; разграничение типов ска­зуемого; разграничение второстепенных членов предложения.

 

Осложненное простое предложение

 

Предложения с однородными членами. Запятая между однородными членами при отсутствии союза. Запятая между однородными членами, соединенными союзами. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами.

Предложения с обособленными членами. Выделение запятыми обособленных определений. Выделение запятыми или тире обособленных приложений. Выделение запятыми обособленных обстоятельств.

Знаки препинания в предложениях, имеющих оборот с как.

Предложения с вводными единицами и обращениями. Знаки препинания при вводных словах, предложениях, обращениях.

Культура речи: нормы построения предложений с однородными членами; видо-временное соотношение глаголов-сказуемых и деепри­частий; правильное построение предложений с причастными и деепри­частными оборотами.

Сформированность учебно-языковых умений: обнаружение и разграничение конструкций, осложняющих простое предложение.

 

Сложное предложение

 

Значение сложного предложения. Средства связи и их роль в слож­ном предложении. Строение сложного предложения: союзные (сложно­сочиненные, сложноподчиненные) и бессоюзные сложные предложения.

Сложносочиненные предложения с соединительными, разделитель­ными и противительными союзами. Запятая и тире между частями сложносочиненного предложения. Отсутствие запятой в сложносочи­ненном предложении при наличии общего члена.

Сложноподчиненное предложение: главная и придаточная части. Основные виды придаточных частей: определительная, изъяснительная, обстоятельственные (места, времени, причины, следствия, цели, условия, уступки, образа действия, степени, сравнительная). Выделение запятыми придаточной части в сложноподчиненном предложении.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными частями: однородное, неоднородное, последовательное подчинение. Отсутствие запятой между однородными придаточными частями. Запятая на стыке подчинительных союзов (что если, что когда и под.).

Бессоюзное предложение. Запятая, точка с запятой, тире, двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Сложные предложения с разными видами связи: союзной и бес­союзной. Запятая на стыке сочинительного и подчинительного союзов.

Культура речи: правильное построение сложноподчиненного пред­ложения: выбор союза, союзного слова; расположение придаточной части; согласование союзных слов который, какой с опорными словами в глав­ной части, союзного слова чей — с определяемым словом в придаточной части.

Сформированность учебно-языковых умений: обнаружение частей в составе сложного предложения и определение их количества; опреде­ление типа сложного предложения: союзное (сложносочиненное, сложно­подчиненное) и бессоюзное; определение вида придаточной части в слож­ноподчиненном предложении; разграничение союзов и союзных слов.

 

Чужая речь и ее виды

 

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью до слов автора, после слов автора, со словами автора внутри прямой речи.

Косвенная речь.

Диалог. Знаки препинания при диалоге.

Цитация. Знаки препинания при цитировании.

Культура речи: правила замены прямой речи косвенной.

Сформированность учебно-языковых умений: определение спо­соба передачи чужой речи; составление предложений с прямой и косвен­ной речью; замена прямой речи косвенной и наоборот.

 

Общие сведения о языке

 

Русский язык как развивающееся явление.

Функции языка.

 



© 2006-2012  УО "Оршанский государственный механико-экономический колледж"
Дата обновления:  
Hosted by uCoz