|
|
Русский язык Оценка орфографической, пунктуационной и коммуникативной грамотности абитуриентов (диктант, изложение, сочинение) Общие положения Оценивая орфографическую, пунктуационную и коммуникативную грамотность, необходимо исходить их общего правила: предъявлять абитуриентам требования в рамках действующих учебных программ по предметам. При проверке письменных работ (диктант, изложение, сочинение) исправляются все допущенные ошибки, но при оценке учитываются не все. Не учитываются и не выносятся на поля следующие ошибки: - описки, искажающие звуковой облик слова, и отдельные неправильные написания которые появляются под влиянием графики другого языка (дулпо вместо дупло, бом вместо дом и др.; і – и); - несохранение авторских знаков препинания.
При проверке: 1. Негрубые ошибки считаются за пол-ошибки; повторяющиеся ошибки (сколько б их ни было) считаются за одну. 2. Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. 3. Если в одном непроверяемом слове допущены две ошибки и более, то все они считаются за одну. При подсчете слов в диктанте и изложении принимаются во внимание заглавия, самостоятельные и служебные части речи. Союз и учитывается в тексте один раз. По мере необходимости экзаменатор сопровождает отметку соответствующей письменной рецензией. Диктант, изложение, сочинение оцениваются на вступительных испытаниях одной отметкой. Классификация ошибок Во время проверки необходимо отличать: - орфографические и грамматические ошибки; - орфографические и фактические ошибки; - орфографические ошибки и описки; - грубые и негрубые ошибки; - ошибки, которые повторяются; - однотипные и неоднотипные ошибки.
Грамматическими являются ошибки в образовании и употреблении форм слов. Наболее распространенные грамматические ошибки: 1. Ошибочное образование слова: распылильщик. 2.Ошибочное образование формы слова: а) ошибки в падежных окончаниях существительных: мы купили сахара. б) ошибки в использовании несклоняемых существительных в форме какого-нибудь падежа: до депа оставалось несколько метров. в) ошибки в образовании форм числа: малины. г) ошибки в употреблении слов в другом роде: его наградили медалем. д) ошибки в образовании форм прилагательного: он был молодее на пять лет. е) ошибки в образовании местоимений: кажный (каждый). ж) ошибки в образовании форм глагола: мельканёт (мелькнёт). 3. Ошибки в согласовании: У берегов реки, кустами и деревьями поросшими, попадались небольшие заводи. 4. Ошибки в управлении: Он пробрался в науку путем подделанным документом. 5. Нарушение соотнесенности вида и времени глагольных форм: Когда началась война, его мобилизовывают в армию. 6. Нарушение согласования между подлежащим и сказуемым: Вокруг костра сидели и разговаривали группа студентов. 7. Ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами: Читая роман “Война и мир”, меня очень заинтересовала судьба Наташи Ростовой. 8. Ошибки в построении предложений с причастными оборотами: За расставленными партами в три ряда сидели мальчики и девочки. 9. Ошибки в построении предложений с однородными членами: На заседании совета класса говорили о сборе макулатуры, металлолома и о помощи подшефным хозяйствам. 10. Ошибки в построении сложных предложений: В образе литературного героя автор показывает растраченную молодость, и в этом нужно винить самодержавие. 11. Смешение прямой и косвенной речи: Уже как-то под осень сказала Аленка Степке, что я хочу продолжать учебу. 12. Пропуск необходимых слов: Можно услышать, как поют птицы, как встает солнце. 13. Нарушение границ предложения: Нам радостно видеть. Как хорошеет родной Минск.
К фактическим ошибкам относятся все нарушения информационной (смысловой) точности при изложении материала: искажение фактов, имен, отступление от использованных источников, жизненной правды, несоответствие сформулированных положений и трактовок описанной реальности.
Описки – это неправильные написания, которые искажают звуковой и графический облик слова (дулпо вместо дупло, бом вместо дом и т.п.).
Негрубыми орфографическими ошибками являются: а) ошибки в переносе слов; б) неправильное употребление большой буквы в сложных собственных наименованиях; в) ошибки в написании собственных имен неславянского происхождения; г) слитное или раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и прилагательных с предлогом; д) механическое недописывание последних букв в словах.
Негрубыми пунктуационными ошибками являются: а) постановка одного знака препинания вместо другого (аналогичного); б) наличие запятой между неоднородными определениями; в) пропуск одного из сдвоенных знаков препинания или нарушение их последовательности (сочетание запятой и тире, вопросительного и восклицательного знаков).
К подсчету пунктуационных ошибок следует подходить дифференцированно. Например, за однотипную ошибку считается отсутствие выделения обращения запятой, если оно стоит в начале предложения. Но отсутствие запятых при обращении, когда оно стоит в середине или в конце предложения, в одной работе необходимо считать за отдельные ошибки. Отсутствие запятой перед союзом а при однородных членах предложения можно считать за однотипную ошибку. Отсутствие запятой перед а в сложносочиненном предложени необходимо учитывать в каждом отдельном случае как самостоятельную ошибку. Однотипными будут, например, ошибки в постановке знака препинания в сложноподчиненном предложении определенного вида с тем же союзом.
Повторяющимися считаются ошибки, допущенные в одном и том же слове несколько раз или в однокоренных словах.
К однотипным относятся ошибки на одно правило. Однако ошибки на каждое исключение из этого правила следует учитывать как самостоятельные.
Основные речевые ошибки: 1. Употребление слова в нехарактерном для него значении: Петров владеет авторитетом у сотрудников института. 2. Нарушение лексической сочетаемости: На охотника накинулся пожилой медведь. 3. Употребление лишнего слова (плеоназм): Народные песни пели молодые молодицы и две старенькие бабушки. 4. Употребление рядом (или близко) однокоренных слов (тавтология): Много детских произведений создал Сергей Михалков для детей. 5. Повторение одного и того же слова: Он приехал из Парижа. Ему нужно было пройти между рядами. Как только он открыл дверь, люди бросились к нему. 6. Употребление слова или выражения другой стилевой окраски: Утомленные и голодные, мы медленно шагали домой. 7. Неудачное использование экспрессивного, эмоционально окрашенного слова: Школьники бросились вручать букеты цветов любимым учителям. 8. Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов и выражений. 9. Смешение лексики разных исторических эпох. 10. Неудачное употребление личных и указательных местоимений: Мать предложила сыну налить себе чаю (матери или сыну?). 11. Бедность и однообразие синтаксических конструкций: Мы жили в палатке. Палатка стояла на берегу. Берег был обрывистый. На берегу росли сосны. Сосны были высокие. 12. Неудачный порядок слов: Я внимательно слушал, с волнением всматривался в его просветленное лицо вдохновением. диктант Для диктантов целесообразно использовать связные тексты (отрывки) из художественной и публицистической литературы. Тексты должны быть доступными по содержанию и соответствовать нормам современного литературного языка. Объем диктанта на основе общего базового образования – 160 - 170 слов, на основе общего среднего образования – 190 - 210 слов. При оценивании диктанта нужно руководствоваться следующими показателями:
Примечания. 1. “0” баллов ставится, когда абитуриент присутствовал на испытаниях, но диктант не писал. 2. При проверке диктанта 2 исправления на месте орфограммы (пунктограммы) считаются за одну ошибку. Грамматические ошибки, допущенные в написании форм слов в диктанте, при подсчете добавляются к орфографическим ошибкам. |
© 2006-2012 УО "Оршанский государственный механико-экономический колледж"Дата обновления: |